Site menu:

Крохаль

Рудник Светлый и арманская обогатительная фабрика

День второй - 22 июня
0500 - подъём. Пасмурно, туман. Чай и сбор.
0600 - выход. Памятуя предыдущие 1,5км предвкушал лёгкую прогулку до рудника. Почти сразу на левом берегу Сухого дорога поросла ивняком. И началось преодоление. Преодоление продолжалось пока дорога не поднялась на сопку и не пошла на спуск. Может полтора километра, может два, может все три превратились по затратм усилий в тридцать три (на самом деле по карте - 1км). Это та дорога (точнее её отворот в долину Светлого), что и показана на картах. Она проходит над остатками Арманской фабрики и посёлка. Но об этом можно узнать только по карте же. С дороги ничего не увидеть. Тернии. Поскольку в планы входило посещение озера Голубого, то за терниями перед началом крутого склона, сгоряча перепутав, оставив рюкзак на дороге, отправился на озеро и перевалив хребтик снова упал в долину ручья Сухой. Это было первое фиаско этого дня. Кстати туман и облачность рассеялись как только тернии закончились и было очень даже солнечно. Вернувшись к рюкзаку и пройдя сотню-другую метров увидел отворот вправо. Это и есть отворот к посёлку. Запомнил его, по нему потом и возвращался.
В 11 часов был у моста через ручей озера Голубого. Проделав 5,1км не считая ложного перехода длиной в 1км утомился так, что решил разбить лагерь на этом ручье в окрестности известной Голубой командировки. Сбросил рюкзак у дороги и пошёл дальше налегке. Дорога опять меня обманула. Пройдя может километр, может полтора, а может и меньше километра дорога вывела к руслу Светлого и сильно испортилась. Дальше шёл по руслу Светлого. Все попытки вернуться на дорогу, которая иногда выглядела очень даже приличной, приводили к труднопроходимым зарослям, которые забирали очень много сил. В итоге где то на половине пути плюнул на дорогу и пошёл только по руслу. И это было правильное решение. Однако дорога уже забрала столько сил, что дойдя до вышки на правом борту Светлого в 14 часов, осознал, что надо возвращаться. До рудника не дошёл километра три. Это было второе фиаско этого дня. От рюкзака в сторону рудника путь составил 7,3км. Обратный путь был проделан с учётом знания дороги и занял раза в два меньше времени.
В 16 часов я вернулся к рюкзаку и поставил палатку.
Example content imageДорога на рудник. Шёл бы и шёл.
Example content image"Липовая" аллея. Не обольщайтесь, далеко она не тянется.
Example content imageМост через ручей из озера Голубого.
Example content imageДорога на рудник. Это ещё нормальный участок.
Example content imageМост на дороге на рудник
Example content imageВышка. До рудника ещё три километра.
Пеший переход в этот день составил 12,4км в одну сторону плюс 7,3км возвращение, плюс 2км поиск озера где его нет. Итого 21,7км за 10 часов. Из них только 5,1км с полной загрузкой (рюкзак около 20кг).
___________
Всем кто идёт на рудник рекомендую использовать основную дорогу до ручья Сухого, далее "нижней" дорогой - это примерно чуть больше километра по медвежьей тропе по долине Армани, прижимаясь к склону, до фабрики. Оттуда по хорошей дороге, через "посёлок" которого уже нет, немного более километра снова выйти на "основную" дорогу. По основной дороге дойти до ручья из оз.Голубого и далее пока дорога не выйдет к руслу ручья Светлого. Дальше идти только по ручью. Кстати в большую воду ручей Светлый это целая речка, которую не везде можно перейти в болотках.
___________
Из книги Инны Грибановой "Тенька. Виток спирали", 2013г.:
Оловодобывающий рудник Светлый располагался в верховьях одноимённого ручья. Населённый пункт возник, по-видимому, в конце 1930-х гг. и был закрыт в 1942г.
Армань. Этот населённый пункт располагался в верховьях одноимённой реки, в устье руч.Светлого, примерно в 16км от рудника. Здесь располагалась фабрика, которая вступила в число действующих в июле 1941г. под наименованием "Обогатительная фабрика №6 ТГПУ". Населённый пункт возник не позже 1940г. и был закрыт в 1944г. Фундаменты бывших построек, опоры бремсберга и теперь можно найти среди зарослей кустов.
___________
Продолжение___1_2_3_4_5_6_7_В Заключение